Неточные совпадения
— Она невеста моя, — отвечал я Пугачеву, видя благоприятную перемену погоды и не
находя нужды скрывать
истину.
Клим ощущал, что этот человек все более раздражает его. Ему хотелось возразить против уравнения любопытства с храбростью, но он не
находил возражений. Как всегда, когда при нем говорили парадоксы тоном
истины, он завидовал людям, умеющим делать это.
— В мире идей необходимо различать тех субъектов, которые ищут, и тех, которые прячутся. Для первых необходимо
найти верный путь к
истине, куда бы он ни вел, хоть в пропасть, к уничтожению искателя. Вторые желают только скрыть себя, свой страх пред жизнью, свое непонимание ее тайн, спрятаться в удобной идее. Толстовец — комический тип, но он весьма законченно дает представление о людях, которые прячутся.
Он соглашался, что Август Бебель прав, но
находил, что Евгений Рихтер ближе к простой
истине, которую так хорошо чувствует, поэтически излагает скромненький историк Козлов.
Самгин слушал, улыбаясь и не
находя нужным возражать Кумову. Он — пробовал и убедился, что это бесполезно: выслушав его доводы, Кумов продолжал говорить свое, как человек, несокрушимо верующий, что его
истина — единственная. Он не сердился, не обижался, но иногда слова так опьяняли его, что он начинал говорить как-то судорожно и уже совершенно непонятно; указывая рукой в окно, привстав, он говорил с восторгом, похожим на страх...
При вопросе: где же
истина? он искал и вдалеке и вблизи, в воображении и глазами примеров простого, честного, но глубокого и неразрывного сближения с женщиной, и не
находил: если, казалось, и
находил, то это только казалось, потом приходилось разочаровываться, и он грустно задумывался и даже отчаивался.
Случилось то, что мысль, представлявшаяся ему сначала как странность, как парадокс, даже как шутка, всё чаще и чаще
находя себе подтверждение в жизни, вдруг предстала ему как самая простая, несомненная
истина.
Эта основная
истина о свободе
находила свое отражение в учении об естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.
Но она возражала самой себе; а против той
истины, которую сам
нашел, долго не устоишь, — она своя, родная; в ней нельзя заподозрить никакой хитрости.
А подумать внимательно о факте и понять его причины — это почти одно и то же для человека с тем образом мыслей, какой был у Лопухова, Лопухов
находил, что его теория дает безошибочные средства к анализу движений человеческого сердца, и я, признаюсь, согласен с ним в этом; в те долгие годы, как я считаю ее за
истину, она ни разу не ввела меня в ошибку и ни разу не отказалась легко открыть мне правду, как бы глубоко ни была затаена правда какого-нибудь человеческого дела.
Долго терпел народ; наконец какой-то тобольский мещанин решился довести до сведения государя о положении дел. Боясь обыкновенного пути, он отправился на Кяхту и оттуда пробрался с караваном чаев через сибирскую границу. Он
нашел случай в Царском Селе подать Александру свою просьбу, умоляя его прочесть ее. Александр был удивлен, поражен страшными вещами, прочтенными им. Он позвал мещанина и, долго говоря с ним, убедился в печальной
истине его доноса. Огорченный и несколько смущенный, он сказал ему...
Готовая организация, обязательный строй и долею казарменный порядок фаланстера если не
находят сочувствия в людях критики, то, без сомнения, сильно привлекают тех усталых людей, которые просят почти со слезами, чтоб
истина, как кормилица, взяла их на руки и убаюкала.
В них можно
найти, конечно, некоторые элементарные и бесспорные
истины.
Я почувствовал большую духовную устойчивость, незыблемую духовную основу жизни не потому, что я
нашел определенную
истину и смысл, определенную веру, а потому, что я решил посвятить свою жизнь исканию
истины и смысла, служению правде.
Здание предубеждения о власти папской рушиться стало, стало исчезать и суеверие;
истина нашла любителей, попрала огромный оплот предрассуждений, но недолго пребывала в сей стезе.
Если же наикраснейшими деяниями жизни прикрывать будете коварство, ложь, вероломство, сребролюбие, гордость, любомщение, зверство, — то хотя ослепите современников ваших блеском ясной наружности, хотя не
найдете никого столь любящего вас, да представит вам зерцало
истины, не мните, однако же, затмить взоры прозорливости.
В других комедиях Островского мы
находим еще более сильное указание той же
истины в приложении к другой половине «темного царства», — половине зависимой и угнетенной.
Да, он искал
истины, а
находил везде один только грех.
Повторяю свое мнение и рад говорить вечно, что легче
найти квадратуру круга, нежели средство написать путешествие сообразно с
истиною и скромностию, не введя в замешательство себя самого или какого-нибудь другого честного человека» (переведено с немецкого; напечатано в «Вестнике Европы» за 1814 г., т. 78, № 22, ноябрь, отд.
В первом вашем письме вы изложили весь ваш быт и сделали его как бы вновь причастным семейному вашему кругу. К сожалению, он не может нам дать того же отчета — жизнь его бездейственная, однообразная! Живет потому, что провидению угодно, чтоб он жил; без сего убеждения с трудом бы понял, к чему ведет теперешнее его существование. Впрочем, не огорчайтесь: человек, когда это нужно,
находит в себе те силы, которые и не подозревал; он собственным опытом убедился в сей
истине и благодарит бега.
О, Феофан Филаретов! как часто и с какою отрадой я вспоминаю о тебе в моем уединении! Ты сказал святую
истину: в нашем обществе (зачеркнуто:"ведомстве") человек, ищущий справедливости,
находит одно из двух: или ров львиный, или прелесть сиренскую!..
Ежели начать с"чин чина почитай" — он-то, может быть, и
найдет в своем сердце готовность воспринять эту
истину, да Капитолина Егоровна, чего доброго, заплачет.
«Ах! если б я мог еще верить в это! — думал он. — Младенческие верования утрачены, а что я узнал нового, верного?.. ничего: я
нашел сомнения, толки, теории… и от
истины еще дальше прежнего… К чему этот раскол, это умничанье?.. Боже!.. когда теплота веры не греет сердца, разве можно быть счастливым? Счастливее ли я?»
— Да, она удивительная девушка, — говорил он, стыдливо краснея, но тем с большей смелостью глядя мне в глаза, — она уж не молодая девушка, даже скорей старая, и совсем нехороша собой, но ведь что за глупость, бессмыслица — любить красоту! — я этого не могу понять, так это глупо (он говорил это, как будто только что открыл самую новую, необыкновенную
истину), а такой души, сердца и правил… я уверен, не
найдешь подобной девушки в нынешнем свете (не знаю, от кого перенял Дмитрий привычку говорить, что все хорошее редко в нынешнем свете, но он любил повторять это выражение, и оно как-то шло к нему).
«Имею удовольствие препроводить Вам при сем жития святых и книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу». Читайте все сие со вниманием: тут Вы
найдете вехи, поставленные нам на пути к будущей жизни, о которой Вы теперь болеете Вашей юной душой. Еще посылаю Вам книгу, на русском языке, Сен-Мартена об
истине и заблуждениях. Перевод очень верный. Если что будет затруднять Вас в понимании, спрашивайте меня. Может быть, при моей душевной готовности помогать Вам, я и сумею растолковать».
— И никто, конечно, сам не
найдет его! — произнес, усмехнувшись, Михаил Михайлыч. — На склоне дней моих я все более и более убеждаюсь в том, что стихийная мудрость составила себе какую-то теозофически-христианскую метафизику, воображая, что открыли какой-то путь к
истине, удобнейший и чистейший, нежели тот, который представляет наша церковь.
Всякая так называемая ересь, признавая
истиной то, что она исповедует, может точно так же
найти в истории церквей последовательное выяснение того, что она исповедует, употребить для себя все аргументы Пресансе и называть только свое исповедание истинно христианским, что и делали и делают все ереси.
Да, ведь и Передонов стремился к
истине, по общему закону всякой сознательной жизни, и это стремление томило его. Он и сам не сознавал, что тоже, как и все люди, стремится к
истине, и потому смутно было его беспокойство. Он не мог
найти для себя
истины и запутался, и погибал.
«Возвращаясь к вышеупомянутым пяти источникам нашим и сравнивая их между собою, во всех видим ту главную
истину, что яикские или уральские [Далее увидим, когда река Яик получила название Урала. Левшин. (Прим. Пушкина.)] казаки произошли от донских; но о времени поселения их на занимаемых теперь местах не
находим положительного и единогласного известия.
Я искренно люблю Дмитрия; но иногда душа требует чего-то другого, чего я не
нахожу в нем, — он так кроток, так нежен, что я готова раскрыть ему всякую мечту, всякую детскую мысль, пробегающую по душе; он все оценит, он не улыбнется с насмешкой, не оскорбит холодным словом или ученым замечанием, но это не все: бывают совсем иные требования, душа ищет силы, отвагу мысли; отчего у Дмитрия нет этой потребности добиваться до
истины, мучиться мыслию?
О мой друг! гордость и самонадеянность
найдут всегда тысячи способов затмить
истину.
Я сам был молод, и часто сомнение, как лютый враг, терзало мою душу; рассудок обдавал ее холодом; я читал, искал везде
истины, готов был ехать за нею на край света и
нашел ее в самом себе!
Трещина между мною и моими товарищами залегала все глубже. Прежде я ценил в Крестовоздвиженском его прямоту, грубую непосредственность и какое-то непосредственное чутье правды. Мне казалось, что он чаще других и скорее меня
находит направление, в котором лежит
истина, не умея доказать ее. Поэтому его последняя фраза, сказанная с грубой и взволнованной экспрессией, залегла все-таки у меня в душе… Скептицизм?.. Разве то, что теперь во мне, скептицизм? Но я не сомневаюсь, я так ощущаю.
«Собеседник», как и «Вестник», защищал русский язык от вторжения ненужных иностранных слов, отличался любовию к историческим изысканиям, пытался рисовать современные нравы, представлять в легкой форме дельные научные
истины; наконец, в нем, как и в «Вестнике»,
находим мы совершенное отсутствие стихотворных шарад и загадок, которыми наполнялись тогда все журналы, особенно новиковские.
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих
истины, в то время, как умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало развитию здравых понятий и разрешению общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины
нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Стремясь к достижению главной
истины, мы уже
нашли мимоходом и тот вывод из нее, который служит ответом на этот вопрос.
Я здесь, от суетных оков освобождённый,
Учуся в
истине блаженство
находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещённой,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.
Искал я к
истине пути,
Хотел узнать всему причину, —
Но нам ли таинств ключ
найти,
Измерить мудрости пучину?
Все наши знания — мечта,
Вся наша мудрость — суета!
Если люди говорят вам, что не надо во всем добираться до правды, потому что полной правды никогда не
найдешь, не верьте им и бойтесь таких людей. Это самые злые враги не только
истины, но и ваши.
Как ни соблазнительна бывает ложь и все ее соблазны, бывает время, что ложь так замучает человека, что человек, уже не для того, чтобы искать
истину, а только для того, чтобы избавиться от всей, нераздельной с ложью, путаницы, от которой он страдает, обращается к
истине и в ней одной
находит спасение.
Каждое из этих устремлений страждет разъединением и в нем
находит границу, норму же имеет в преодолевающем «отвлеченность» задании целого, жизни в триединстве
истины, добра, красоты.
И тут не
нашел он ни правды, ни
истины…
— Не один раз я говорила с ней после великого собора, — отвечала Варенька. — Жалуется, что уверили ее, будто вся сокровенная тайна ей поведена, что она достигла высшего совершенства, а на соборе услыхала, что ей не все открыто. С упреками и укорами говорит, что искала в нашей вере
истины, а
нашла обман и ложь.
«Вот она где, истина-то, вот оно где, добро, каких напрасно искала и так долго
найти не могла!» Так она теперь думала.
Все из книг узнал и все воочию видел Герасим, обо всем горячий искатель
истины сто раз передумал, а правой спасительной веры так-таки и не
нашел. Везде заблужденье, всюду антихрист… И запала ему на душу тяжелая дума: «Нет, видно, больше истинной веры, все, видно, растлено прелестью врага Божия. Покинул свой мир Господь вседержитель, предал его во власть сатаны…» И в душевном отчаянье, в злобе и ненависти покинул он странство…
«
Истина не есть нечто такое, что нужно
найти, но нечто такое, что нужно создать».
И Евангел сбегал, нанял бодрую тройку ямских коней и через час катил в сумеречной мгле, населяя мреющую даль образами своей фантазии, в которой роились
истина, добро и красота, и красота во всем: в правде, в добре, в гармонии. Он всячески старался развлекать молчаливую Лару и все вдохновлялся, все говорил и все старался оправдать, всему
найти извинение. Время пролетело незаметно.
Та же
истина о двойной природе человека, двойной и в то же время целостной,
находит себе отражение и в отношении человеческой личности к обществу и к истории, но тут она как бы опрокинута.
Брак вечен и нерасторжим, но только как брак, который имеет вечную, а не социальную сущность, в которой достигается осуществление андрогинного образа человека, в котором суженый
находит свою суженую, т. е. вечность и нерасторжимость брака есть
истина онтологическая, а не социальная.
У него можно, конечно,
найти некоторые вечные
истины аскезы как метода и средства.